Ручная тележка на одном колесе использовалась людьми еще до нашей эры. И в настоящее время широко применяется в быту и в строительстве. За множество веков изменились материалы и технологии, но конструкция тачек осталась неизменной. В чем секрет успеха творения древних конструкторов?
Назначение тачек
Функция ручных тележек заключается в транспортировке различных грузов на короткие дистанции. В настоящее время тачки подразделяются на два вида:
- Садовые. Используются для перевозки грузов с небольшой массой. Конструкция тележки максимально облегчена, что делает управление ею намного проще. Большинство моделей передвигаются с помощью единственного колеса крупного размера и имеют высокую проходимость.
- Строительные. Предназначены для решения различных задач по перевозке строительных материалов и вывоза мусора с площадки. Для повышения грузоподъемности конструкция усиливается, а кузов имеет увеличенный объем. Эксплуатировать оборудование можно в различных условиях, если купить колеса для тачки нужного типоразмера.
Колеса
Количество колес, входящих в конструкцию тачки, определяет величину грузоподъемности оборудования. Ручная тележка с одним колесом обладает высокой маневренностью, но очень неустойчива. Для поддержания равновесия пользователь постоянно балансирует, чтобы тачка не опрокинулась
Многоколесные конструкции более устойчивы, поэтому не так сильно нагружают оператора, как одноколесные модели. Такие тележки уверенно движутся по неровной поверхности и преодолевают встречающиеся препятствия. Однако за устойчивость приходится расплачиваться снижением маневренности.
При выборе колес для тачек наиболее важными параметрами являются проходимость и амортизация. Для достижения требуемых показателей увеличивают диаметр до значений 35-45 см.
Ручки
Конструкция тачки может предусматривать одну продольную или две параллельные ручки. При выборе того или иного варианта стараются достичь максимального комфорта и безопасности при управлении тележки.
Очевидно, что у тачки на одном колесе постоянно меняется центр тяжести, поэтому одной ручки недостаточно для управления ею. Рукоятки с продуманной эргономикой помогают снизить мускульное напряжение при транспортировке груза за счет надежного хвата и равномерного распределения нагрузок. Для устойчивых моделей с несколькими колесами тип ручки не так принципиально важен, поэтому можно остановиться на одноручной конструкции.
Рама
Каркас тележки должен обеспечивать высокую жесткость и прочность, но при этом не увеличивать массу конструкции. Материалом рамы, как правило, служат стальные трубы, которые отвечают этому требованию. Для повышения надежности каркас может быть дополнен ребрами жесткости.
Кузов
В кузове тележки располагается груз, поэтому от параметров этого элемента зависит функциональность изделия. Как правило, корыто имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Первый вариант позволяет равномерно разместить груз по площади, второй – предусматривает скос, который облегчает разгрузку.
Кузов несет на себе значительные нагрузки и выдерживает воздействие различных внешних факторов. Для защиты стального корыта от коррозии применяют технологию цинкования или наносят специальное покрытие. Пластик невосприимчив к воздействию влаги и агрессивных сред, но уступает металлу по прочностным показателям. Тачки со стальным корытом широко применяются в строительстве, а с полимерным – в быту.
Конструкция тачки осталась в первозданном виде и изменилась незначительно с незапамятных времен, но сделала качественный скачок за счет новейших технологий. Современные модели отличаются высокой грузоподъемностью, эргономичностью, безопасностью и надежностью, а разнообразию вариантов позавидовали бы изобретатели древности.