Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.

Для автомобилей применяют оборудование с огнетушащими веществами (ОТВ), эффективными против горения топлива, элементов под напряжением, плавящихся и твердых материалов: порошковые (ОП) и углекислотные (ОУ) огнетушители.

Нужен ли огнетушитель в машине по закону

Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.

Что предусмотрено

Нормативные акты

Требования к огнетушителю

Обязанность иметь

Какой объем огнетушителя должен быть

Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).

Автомобили

Объем не ниже (л)

Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)

Легковые

2

2

Грузовые

  • для грузовиков в СП 9.13130.2009 не указан конкретный объем, но госорганы рекомендуют 5-литровые баллоны;
  • для ТС от 7,5 т прописана тушащая способность 2А и 70В – ёмкость от 5 л чаще всего подходит. Подбирают под указанное значение, поэтому огнетушитель может быть и с большим весом/объёмом.

Сколько огнетушителей должно быть

Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

В легковом автомобиле

Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

В грузовом автомобиле

Для грузовых ТС потребуется:

  • для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);
  • грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;
  • АТС от 7,5 т, перевозящие опасные грузы (фуры, бензовозы, автоцистерны) – два от 2A и 70B.


В автобусе

Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

Срок годности автомобильного огнетушителя

Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.

Вид

Срок годности для техосмотра (лет)

Годность заряда и перезарядка (не реже)

Углекислотный

До 15 – 20

  • раз в 5 лет;
  • при расположении вне кабины/салона не реже 1 раза:
    • порошковые – в 12 мес.;
    • остальные – в 24 мес.

Порошковый

До 10

Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.

Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.

Полная перезарядка потребуется после применения или при отклонении нормы веса заряда от 5%. Ёмкость могут признать негодной досрочно. Не восстанавливают – заменяют новым.

Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):

  • арабские цифры – год выпуска;
  • римские – месяц.


Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.

Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.

Штраф за отсутствие огнетушителя

В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.

Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.

Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

Общие требования для противопожарного автомобильного оборудования:

  1. сертификация по испытаниям на вибрации, тряску по ГОСТу Р51057;
  2. сохранение работоспособности при от -30 до +50 °С;
  3. рекомендовано изготовителем для транспортных средств;
  4. машины на сжиженном газе оснащается оборудованием для класса возгорания С;
  5. передвижные спецсредства по типу лабораторий в виде фургона на шасси автомобиля комплектуются средствами под возможный вид пожара.


Углекислотные ОУ

Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.

Плюсы ОУ:

  1. классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;
  2. ОТВ проникает внутрь оборудования;
  3. нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;
  4. не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;
  5. применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.


ОТВ углекислотных огнетушителей при выходе из сопла имеет температуру от -70 до -90 °С и охлаждает очаг огня, но это и минус: возможен холодный ожог, повреждение материалов от перепада температур.

Недостатки ОУ:

  1. слабо или вообще не тушат:
    • твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
    • металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);

  2. габариты;
  3. более высокая стоимость;
  4. давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;
  5. отдача – баллон может вырвать с рук;
  6. опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.


Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.

Порошковые ОП

ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.

ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).

Плюсы ОП:

  1. тушит больше классов пожара;
  2. безвредный;
  3. длинная струя (до 6 м);
  4. работает при -50 °С;
  5. недорогой;
  6. диэлектричность;
  7. компактность;
  8. неприхотливость: хранится в любом положении;
  9. меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.

Минусы ОП:

  1. не охлаждает;
  2. не проникает;
  3. ухудшает видимость, создавая пылевое облако;
  4. огонь может снова вспыхнуть – требуется проверка очага;
  5. порошок склонен к комкованию, слеживанию, забиванию сопла;
  6. налипшую смесь трудно отмыть.


ОТВ порошкового огнетушителя загрязняет поверхность, выводит из строя оплетку, мотор, движущиеся элементы, повреждает пластмассы. Частички порошка вплавляются в материалы, образуют коррозионные составы.

Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.

Аэрозольные ОА

Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:

  1. аэрозольные (ОА);
  2. пенные (ОВП, ОХП).


ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.

ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:

  1. пена проводит электричество;
  2. ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;
  3. низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;
  4. отсутствует охлаждение;
  5. для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.


Как выбрать огнетушитель в машину

Рекомендации по выбору:

  1. металлический;
  2. манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;
  3. действительный по сроку годности;
  4. есть пломба, чека;
  5. присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;
  6. корпус без коррозии с толстой цельной краской;
  7. чем выше тушащая способность, тем лучше.


Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.

Опытные водители рекомендуют возить 2 автомобильных огнетушителя, например, ОП-2 или ОУ-2, альтернативный вариант – один ОУ или ОП, но на 4 л.

Где должен находиться огнетушитель в машине

Правила по размещению средств пожаротушения в автомобилях:

  1. исключаются места с возможностью нагрева свыше +50 °С;
  2. автобусы и грузовики: один – кабина, второй – салон, кузов;
  3. грузовики с опасными грузами и больше 7,5 т: один – на шасси, второй – в кузове (цистерне);
  4. в кабине место расположения – легкодоступное, без преград, близко к водителю, не под капотом;
  5. устройства, размещенные вне кабины защищены от грязи, влияния климата.


Нельзя держать автомобильные огнетушители внутри багажника, на кузове, за исключением:

  1. если изделий больше предусмотренного минимума. Пример: для легкового автомобиля поместить один в доступном месте внутри салона (под сиденьем), второй – в багажнике;
  2. если это позволено (автобусы, грузовые ТС);
  3. самосрабатывающие огнетушители разрешено крепить на труднодоступные места (около мотора, бензобака, под крышкой капота).


Как закрепить огнетушитель

Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.

Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.

Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.

кронштейн для крепления огнетушителя под сиденьем автомобиля

огнетушитель закрепленный под пассажирским сиденьем

Как пользоваться огнетушителем в машине

Алгоритм приведения в действие:

  1. Сорвать пломбу и ограничитель.
  2. Держать корпус вертикально.
  3. Желательно подойти с наветренной стороны.
  4. Направить раструб на очаг.
  5. Нажать на пусковую ручку или кнопку.


Предостережения для углекислотных огнетушителей:

  • не вдыхать ОТВ;
  • держать за ручку, а не за раструб, поскольку струя с температурой -70 °С. Помимо этого, сопло может проводить электричество;
  • не направлять на людей.


Как тушить:

  1. с переднего края возгорания вглубь;
  2. сверху вниз – сначала под автомобилем;
  3. тушить горящую поверхность, а не само пламя;
  4. снять клеммы аккумулятора во время пожара, если это возможно, после гашения – обязательно. Способы: не токопроводящими специальными или подручными устройствами, перекусив кусачками провода;
  5. использовать толстые хлопчатобумажные (не синтетические) или огнеупорные перчатки;
  6. если пламя или дым вырывается из капота, тушить через щели. Затем открыть крышку, но с осторожностью, поскольку огонь может вырваться;
  7. если есть угроза взрыва бензобака – прекратить тушение и отойти;
  8. прикрываться дверьми, крышкой багажника, капота от огня;
  9. ОТВ расходовать экономно, краткими нажатиями на пуск 1 – 1,5 сек.;
  10. оставить немного огнетушащего вещества и проверить, нет ли возможных мест появления пламени;
  11. первый выпуск струи ОТВ самый результативный – рекомендовано тщательно рассчитать попадание струи.

инструкция по применению огнетушителя

Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.

proffidom.ru