- Нужен ли огнетушитель в машине по закону
- Какой объем огнетушителя должен быть
- Сколько огнетушителей должно быть
- В легковом автомобиле
- В грузовом автомобиле
- В автобусе
- Срок годности автомобильного огнетушителя
- Штраф за отсутствие огнетушителя
- Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный
- Углекислотные ОУ
- Порошковые ОП
- Аэрозольные ОА
- Как выбрать огнетушитель в машину
- Где должен находиться огнетушитель в машине
- Как закрепить огнетушитель
- Как пользоваться огнетушителем в машине
Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.
Нужен ли огнетушитель в машине по закону
Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.
Что предусмотрено |
Нормативные акты |
Требования к огнетушителю |
|
Обязанность иметь |
|
Какой объем огнетушителя должен быть
Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).
Автомобили |
Объем не ниже (л) |
Масса заряда (не баллона) не ниже (кг) |
Легковые |
2 |
2 |
Грузовые |
|
Сколько огнетушителей должно быть
Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.
В легковом автомобиле
Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.
В грузовом автомобиле
Для грузовых ТС потребуется:
- для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);
- грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;
- АТС от 7,5 т, перевозящие опасные грузы (фуры, бензовозы, автоцистерны) – два от 2A и 70B.
В автобусе
Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.
Вид |
Срок годности для техосмотра (лет) |
Годность заряда и перезарядка (не реже) |
Углекислотный |
До 15 – 20 |
|
Порошковый |
До 10 |
Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.
Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.
Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):
- арабские цифры – год выпуска;
- римские – месяц.
Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.
Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.
Штраф за отсутствие огнетушителя
В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.
Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный
Общие требования для противопожарного автомобильного оборудования:
- сертификация по испытаниям на вибрации, тряску по ГОСТу Р51057;
- сохранение работоспособности при от -30 до +50 °С;
- рекомендовано изготовителем для транспортных средств;
- машины на сжиженном газе оснащается оборудованием для класса возгорания С;
- передвижные спецсредства по типу лабораторий в виде фургона на шасси автомобиля комплектуются средствами под возможный вид пожара.
Углекислотные ОУ
Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.
Плюсы ОУ:
- классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;
- ОТВ проникает внутрь оборудования;
- нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;
- не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;
- применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.
Недостатки ОУ:
- слабо или вообще не тушат:
- твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
- металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);
- габариты;
- более высокая стоимость;
- давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;
- отдача – баллон может вырвать с рук;
- опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.
Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.
Порошковые ОП
ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.
ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).
Плюсы ОП:
- тушит больше классов пожара;
- безвредный;
- длинная струя (до 6 м);
- работает при -50 °С;
- недорогой;
- диэлектричность;
- компактность;
- неприхотливость: хранится в любом положении;
- меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.
Минусы ОП:
- не охлаждает;
- не проникает;
- ухудшает видимость, создавая пылевое облако;
- огонь может снова вспыхнуть – требуется проверка очага;
- порошок склонен к комкованию, слеживанию, забиванию сопла;
- налипшую смесь трудно отмыть.
Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.
Аэрозольные ОА
Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:
- аэрозольные (ОА);
- пенные (ОВП, ОХП).
ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.
ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:
- пена проводит электричество;
- ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;
- низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;
- отсутствует охлаждение;
- для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.
Как выбрать огнетушитель в машину
Рекомендации по выбору:
- металлический;
- манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;
- действительный по сроку годности;
- есть пломба, чека;
- присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;
- корпус без коррозии с толстой цельной краской;
- чем выше тушащая способность, тем лучше.
Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.
Где должен находиться огнетушитель в машине
Правила по размещению средств пожаротушения в автомобилях:
- исключаются места с возможностью нагрева свыше +50 °С;
- автобусы и грузовики: один – кабина, второй – салон, кузов;
- грузовики с опасными грузами и больше 7,5 т: один – на шасси, второй – в кузове (цистерне);
- в кабине место расположения – легкодоступное, без преград, близко к водителю, не под капотом;
- устройства, размещенные вне кабины защищены от грязи, влияния климата.
Нельзя держать автомобильные огнетушители внутри багажника, на кузове, за исключением:
- если изделий больше предусмотренного минимума. Пример: для легкового автомобиля поместить один в доступном месте внутри салона (под сиденьем), второй – в багажнике;
- если это позволено (автобусы, грузовые ТС);
- самосрабатывающие огнетушители разрешено крепить на труднодоступные места (около мотора, бензобака, под крышкой капота).
Как закрепить огнетушитель
Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.
Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.
Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.
Как пользоваться огнетушителем в машине
Алгоритм приведения в действие:
- Сорвать пломбу и ограничитель.
- Держать корпус вертикально.
- Желательно подойти с наветренной стороны.
- Направить раструб на очаг.
- Нажать на пусковую ручку или кнопку.
Предостережения для углекислотных огнетушителей:
- не вдыхать ОТВ;
- держать за ручку, а не за раструб, поскольку струя с температурой -70 °С. Помимо этого, сопло может проводить электричество;
- не направлять на людей.
Как тушить:
- с переднего края возгорания вглубь;
- сверху вниз – сначала под автомобилем;
- тушить горящую поверхность, а не само пламя;
- снять клеммы аккумулятора во время пожара, если это возможно, после гашения – обязательно. Способы: не токопроводящими специальными или подручными устройствами, перекусив кусачками провода;
- использовать толстые хлопчатобумажные (не синтетические) или огнеупорные перчатки;
- если пламя или дым вырывается из капота, тушить через щели. Затем открыть крышку, но с осторожностью, поскольку огонь может вырваться;
- если есть угроза взрыва бензобака – прекратить тушение и отойти;
- прикрываться дверьми, крышкой багажника, капота от огня;
- ОТВ расходовать экономно, краткими нажатиями на пуск 1 – 1,5 сек.;
- оставить немного огнетушащего вещества и проверить, нет ли возможных мест появления пламени;
- первый выпуск струи ОТВ самый результативный – рекомендовано тщательно рассчитать попадание струи.
Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.