Общие правила пожарной безопасности в школе

Общие правила пожарной безопасности в школе


Нормы и требования пожарной безопасности в школе регламентированы актами:

    1. Рекомендательные материалы:
        • «Рекомендации по выбору оптимальных требований для образовательных учреждений», утв. ГУГПС МЧС РФ 24.09.2004;

      • «Правила ПБ для общеобразовательных школ …» ППБ 101-89 – только для ознакомления с целью лучшего понимания темы, так как акт недействующий;

    1. СП 251.1325800 (п. 7.1.11) – параметры зданий;

    1. ФЗ N 123 (Технический регламент), ПП РФ N 390, СП 2.13130 и 112.13330 (СНиП 21-01-97) – классы пожароопасности, материалов (отделки);

  1. НПБ 110-03 и 88, СП 5.13130 – АУПТ, сигнализация.


Кто отвечает за пожарную безопасность

Правила, на кого возлагается ответственность за ПБ в школах:

    • в общеобразовательных учреждениях (ОУ) утверждается противопожарный режим. Организовывает реализацию предписаний НПБ руководитель. С этой целью приказом назначается ответственное лицо (одно или несколько). Им может быть любой сотрудник, единственное условие – наличие знаний и прохождение инструктажа в ГПС. Обязанности:
        • контроль пожарной безопасности, исправности оборудования;

      • организация инструктажей, ознакомление учащихся и персонала с правилами поведения, с действиями при сработке пожарной сигнализации;

    • по ст. 37, 38 ФЗ 69, кроме назначенного сотрудника, всегда за противопожарную безопасность отвечает директор, особенно во время массовых действий;

  • руководство ОУ обеспечивает своевременные проверки, ТО средств пожаротушения (ст. 61 ПП РФ N 390).


По действующим правилам пожарной безопасности для общеобразовательных школ весь персонал допускается к своим обязанностям, для работы в пожароопасных кабинетах (химия, информатика) только после прохождения инструктажа по ПБ, а руководство – после обучения ПТМ, обучение пожарной безопасности можно пройти прейдя по ссылке.

 

Требования ПБ к зданиям и помещениям школы

Класс функциональной пожароопасности ОУ (п. 5.21 СП 112.13330):

    • здания – Ф4.1;

  • сегменты со спальными местами – Ф1.1.


Согласно условиям планирования, изложенным пунктом 7.1.11 СП 251.1325800, по остальной классификации следует руководствоваться п. 6.7.15 СП 2.13130: огнестойкость, класс конструктивной пожароопасности, высоту определяют по табл. 6.13:

Количество учебных мест (до) Кл. констр. пожароопасности Ст. огнест. (от) Макс. высота, м (эт.)
270 Не норм. 3* (1)
C1 III

III

350 C0 7 (2)
C1 II
600 C0 11 (3)
1600 C1 I
Не норм. C0 15 (4)
Спальные части
60 Не норм. 3* (1)
С1 – С3 IV
140 С0
200 С1 III
280 С0 7 (2)
Не норм I, II 15 (4)

Площадь и количество эт. регламентируется по табл. 6.9 (1 – 16, от 800 до 6000 м²). Там же есть нормы по максимальной высоте:

Ст. огнест. Кл. констр. пожароопасности Макс. выс.
I C0 50
II
II C1 28
III C0 15
III C1 12
IV C0 9
IV C1 6
IV C2, C3
V C1 – C3

Несущие детали построек IV ст. от 2 эт. должны быть с пределом стойкости к пламени от R45. В проектируемых сооружениях на 4 эт. и реконструируемых на 5 эт. 50% л/к должны быть незадымляемыми, а если это невозможно, то предусматривают открытые л/к (п. 6.7.15 СП 2). Спецшколы должны быть до 9 м (около 3 эт.) Все сооружения оборудуются выдвижными противопожарными лестницами. Отдельные условия для зальных сегментов содержит табл. 6.14.

Постройки I, II и III ст. огнест. до 28 м разрешено оборудовать одним этажом мансардного типа, со свойствами R45, K0 и лучше при условии отделения п/п перекрытиями 2 типа. Ограждающие элементы должны соответствовать параметрам всей постройки. Для школ мансарда допускается, но без спальных блоков, если не выходит за границы этажности.

Материалы отделки, огнестойкость преград описаны СП 112 (СНиП 21-01-97), табл. 28 ФЗ 123 для каждого класса. Этим же актом регламентированы параметры эвакуационных путей (Р. 6), отделки (п. 6.25). Должно быть не менее 2 выходов на этаж. Кроме того, требования пожарной безопасности к учебным классам зальных типов по облицовочным материалам предусмотрены табл. 29 ФЗ 123.

Положения СП 4.13130 для объекта с кл. Ф4.1, 1.1:

    1. сооружение отдельно стоящее или объект, выделенный в пожарный блок;

    1. спальные части ограждаются с выполнением условий по кл. Ф1.1, их не располагают под актовыми залами, в подвалах;

    1. пищеблоки, столовые выделяются п/п перегородками 2 т.;

  1. технические сегменты, библиотеки, мастерские и подобные выделяются перегородками 1 т. и перекрытиями 3 т.


Противопожарные параметры спортзала должны быть не ниже таковых у здания и отвечать положениям СП 31-112-2004 (Р. 6.3). Пристраиваемые блоки разделяют функционально перегородками 1 и перекрытиями 3 типа.

 

Пожарная сигнализация в школе

При возведении школ от 9 м обязательно предусматривается автоматическая пожарная сигнализация со связью телекоммуникационного типа с ЦУС, в том числе и беспроводной (п. 6.7.15 СП 2.13130). Помимо этого, АУПС обязательная по Прил. 1 НПБ 110-03 независимо от размеров постройки.

 

Система пожаротушения в школе

По пункту 4.1.5 СП 10.13130 внутренний противопожарный водопровод не обязателен для школ общеобразовательного типа, кроме интернатных учреждений. Наружное п/п обеспечение ОУ (гидранты, резервуары, водоемы, трубопроводы) – компетенция властей населенного пункта.

Школа по Прил. 1 НПБ 110-03, табл. А.1 СП 5.13130 относится к объектам общественного и административно-бытового назначения. По п. 9 указанных приложений она должна оснащаться АУП (АУПТ) для площадей от 1200 м² и АУПС независимо от размеров. Проектируется оборудование по СП 5.13130, НПБ 88. Для обычных школьных помещений используются дренчерные, а чаще всего спринклерные установки водного пожаротушения.

Огнетушащее вещество на водной основе может быть не приемлемо из-за реакции с оборудованием, веществами (кабинеты информатики, химии, щитовые комнаты). Для особых условий используется газовое или порошковое пожаротушение. Автономные модули применяют в виде исключения (чаще для технических площадок), из-за риска ложных срабатываний.

 

Какие огнетушители должны быть в школе

Применяя правила установки огнетушителей, надо соблюдать минимальную норму: 2 устройства на этаж (п. 468 ПП РФ N 390).

 

В каких кабинетах должны находиться огнетушители

Первичные средства пожаротушения должны находиться в помещениях, которые можно условно или фактически категорировать по пожаровзрывоопасности: там, где может находиться/использоваться электрооборудование, ЛВЖ, ГЖ, химреактивы:

    • кабинеты химии, физики, технологий, информатики;

  • учебные лаборатории.


Огнетушители вешают на высоте 1,5 м от пола по п. 4.2.7 СП 9.13130: верхний торец должен находиться на этой высоте, не выше. Если баллон весит больше 15 кг – то до 1 м. Несколько иные нормы по п. 2.3.4 ГОСТ 12.4.009: нижний торец на высоте 1,5 м.

Так как наибольшая вероятность возникновения возгораний есть именно в пожаровзрывоопасных кабинетах, то размещают огнетушители именно там, соблюдая правило по расстоянию (п. 4.2. 4 СП 9.13130): до 20 м от предполагаемого очага.

 

Как рассчитать количество огнетушителей

По правилам пожарной безопасности категорируются только производственные и складские объекты. Общеобразовательные организации под это нормирование не подпадают, но согласно п. 5.1.2 СП 4.13130 исключение составляют взрывоогнеопасные помещения в жилых, общественных сооружениях – школьные мастерские и лаборатории, кладовые, котельные, технические части, автостоянки – категорируются по СП 12.13130.

Возникает вопрос, нужно ли относить к кат. А, Б, В, Г, Д помещения, где производится что-либо во время учебного процесса. Специалисты склоняются к мнению, что это нужно делать, если кабинет имеет признаки пожаровзрывоопасного (ЛВЖ, электрооборудование). А также требования к складским помещениям в школе однозначно должны учитывать категорируемость.

В НПБ 166 есть табл. 1, предусматривающая огнетушители по категориям зданий, то есть к школе она не применима, но ее можно использовать как ориентир. Если условно постройку, не учитывая особенности отдельных площадей, отнести к наиболее близкой категории – «общественные», то для кл. пожара А потребуются такие средства пожаротушения (переносные):

Категория Макс. площадь, м ОП и ОВ 10 л ОП, л ОУ, л
Общественные 800 4++ 8+ 4++ 2+ 4+

Типы агрегатов для общественных сооружений по прил. 1 ПП РФ N 390:

Кл. пожара Огнетушители
А
В 55В
С 2А, 55В, С или 55В, С
Е 2А, 55В, С, Е или 55В, С, Е

На практике, если в кабинетах используются химреактивы, огневзрывоопасные вещества, то их считают категорируемыми по пожаровзрывоопасности и применяют табл. 1 и 2 НПБ 166, Прил. 1, 2 ПП РФ N 390 в полной мере, это же касается технических объектов (котельные и пр.)

Потребуются огнетушители в каждом помещении, имеющем признаки огневзрывоопасности, даже если категорирование его спорное. Подбирают средства с учетом особенностей веществ на объекте, например, в лабораториях с химреактивами следует использовать порошковое пожаротушение.

 

Система дымоудаления в школе

По правилам пожарной безопасности СП 7.13130 система удаления продуктов горения в школе не всегда обязательна. Стандартно применяется вытяжная противодымная вентиляции или лучшая система.

Оснащение должно быть, если строение имеет параметры, перечисленные в пункте 7.2. В частности, если площадь больше 50 м² с постоянным или временным пребыванием людей количеством больше 1 чел. на м². Исключение: площади до 200 м² с АУПТ, классы до 50 м², если в основном помещении есть дымоудаление.

 

Аварийное освещение

Аварийное освещение предписывается правилами СП 251.1325800, п. 7.72 – 7.81 СП 52.13330 (СНиП 23-05-95); проектирование – по СП 256.1325800 и ПУЭ. Виды:

    • эвакуационное (безопасности);

  • резервное.


Где должно быть освещение:

    1. общие правила:
      • пути эвакуации, зоны повышенной опасности, большие площади (от 60 м² – антипаническое освещение);

  1. места:
      • коридоры, проходы эвакуационных маршрутов;

      • на каждом лестничном марше;

      • в местах перепадов высоты;

      • пересечения коридоров;

      • перед медпунктами, эвакуационными планами, локациями со средствами связи, пожаротушения;

    • снаружи около каждого конечного выхода.


Системы оповещения о пожаре

Противопожарные системы безопасности, сигнализации и управления эвакуацией выбирают по табл. 1, 2 НПБ 104-03, СП 3.13130. Как правило, используется адресно-аналоговый тип оповещения со световой и звуковой сигнализацией. Может применяться несколько типов комплектаций.

Приоритет оповещения при ЧС: в первую очередь персонал, затем учащиеся. Дымовые, температурные пожарные датчики и извещатели стандартно есть в комплекте АУПТ и крепятся по предварительно разработанному проекту.

СОУЭ могут передавать звук сигнализации одновременно по всей площади здания или выборочно в его части – способ выбирает проектировщик по рекомендациям ГПС. В спальных сегментах школ-интернатов уведомление осуществляется только для обслуживающих сотрудников. Применяют оповещатели без регуляторов громкости, с подключением без разъемных элементов. СОУЭ разрешено подключать на объекте к внутренним радиотрансляционным сетям.

пожарный уголок в школе
proffidom.ru