Инженерные системы - гарантии и техобслуживание

Инженерные системы - гарантии и техобслуживаниеЛюбая инженерная система, только смонтированная или уже давно находящаяся в эксплуатации, требует периодического технического обслуживания (ТО). ТО должно выполняться квалифицированным персоналом, который сможет вовремя предупреждать, диагностировать и устранять неисправности, возникающие в ходе эксплуатации. Как правило, обслуживание выполняют организации, специализирующиеся на монтаже и обслуживании, в некоторых случаях заказчик поручает ТО собственной службе эксплуатации. ТО состоит из плановых (регламентных) и ремонтно-восстановительных работ. Регламент носит периодический характер, и выполняется для контроля, диагностики и профилактики неисправностей. Ремонтные работы выполняются по мере возникновения неисправностей.

Гарантия или техобслуживание?

Надо сказать о разнице между гарантией и собственно техническим обслуживанием. Гарантия — это обязательства по качеству оборудования и выполненных работ со стороны товаропроизводителя и монтажной организации. Техническое обслуживание — это дополнительный сервис или услуга, которая может расширять стандартные условия гарантии. В качестве примера приведем стандартный срок гарантии на систему видеонаблюдения - она составляет 1 год. Однако, при заключении договора на ТО гарантийный период может быть увеличен. Согласитесь, что в ходе плановых работ (регламента) как раз и выявляются те неисправности, которые можно предупредить, а не устранять в аварийном порядке. В конечном итоге все это влияет и на период эксплуатации исправной системы в целом.

Зачем?

Почему мы считаем, что техническое обслуживание — это абсолютно необходимая составляющая эксплуатации? Современные инженерные системы и тем более системы безопасности достаточно сложны как в эксплуатации, так и в обслуживании. Справиться с задачей постоянного поддержания в рабочем состоянии под силу хорошо обученной, оснащенной и квалифицированной команде профессионалов, готовой выполнить свою работу качественно и в срок. Кроме этого, затраты заказчика на техническое обслуживание, выполняемое сторонней организацией, относятся к затратам, влияющим на снижение налогов по сравнению со схемой, когда обслуживание выполняют штатные сотрудники заказчика. Важно отметить, что некоторые системы, например, связанные с пожарной безопасностью, в ходе эксплуатации требуют обязательного технического обслуживания организацией, обладающей соответствующей лицензией на работы, связанные с техническим обслуживанием. Так, например, инспектор Госпожнадзора вправе потребовать у владельца здания или арендатора ежегодно заключать соответствующий договор на ТО пожарной сигнализации.

Кому поручить?

Любой заказчик в определенный момент стоит перед выбором: кому поручить обслуживание той или иной инженерной системы. Как кажется, наиболее простой способ - поручить этот вопрос собственной службе эксплуатации. Минусы этого варианта кроются в том, что очень редко в службе эксплуатации работают универсальные профессионалы, способные одновременно качественно обслуживать очень разные инженерные системы. Если же под каждую систему заказчик будет набирать квалифицированных сотрудников, то затраты на фонд зарплаты с учетом налогов и сменности персонала составит очень внушительную сумму.

Сколько это стоит?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существует несколько способов определения стоимости ТО. Оценка с точки зрения стоимости установленной системы носит, как правило, предварительный характер и составляет 2-10% от стоимости системы за год обслуживания.

В любом случае заказчику и исполнителю важно определиться в отношении:

  • состава обслуживаемого оборудования
  • "возраста" и состояния установленного оборудования и гарантии на него
  • периодичности и перечня плановых работ (регламента)
  • временного интервала реагирования для диагностики и устранения неисправностей
  • условий предоставления подменного фонда на период ремонта вышедшего из строя оборудования

С точки зрения амортизации смонтированной системы срок эксплуатации слаботочных систем при надлежащем обслуживании составляет от 5 до 10 лет.
Чем старше "возраст" системы и хуже ее состояние, тем дороже становится плановая часть обслуживания. Так обслуживать "древнюю" систему в плохом техническом состоянии может оказаться дороже, чем потратиться на модернизацию или полную замену системы. Возможность предоставления подменного фонда крайне важна, так как время ремонта (гарантийного или не гарантийного) может затянуться и далеко не всегда зависит непосредственно от исполнителя ТО.

Как правило, ремонт оборудования выполняется авторизованными сервис-центрами, а наличие и сроки поставки запчастей там иногда оставляют желать лучшего. Эта ситуация наглядно демонстрирует разницу между гарантией на оборудование и техническим обслуживанием. На наш взгляд одно (ТО) должно дополнять другое (гарантию).

Практика тендеров, конкурсов и аукционов

Нередко по результатам тендеров можно заметить, насколько сильно снижается стартовая цена на техническое обслуживание. Особенно когда единственным критерием оценки является стоимость. Иногда снижение от стартовой цены составляет не десятки, а сотни процентов (т. е. в разы). Это говорит о том, что, либо стартовая цена была изначально завышена, либо, что победитель готов выполнять часть работ бесплатно. В последнем случае это приводит к тому, что что-то выполняется только на бумаге.

Со нашей стороны хочется пожелать заказчикам более тщательно подходить к определению критериев отбора победителей и условий замены тех исполнителей, целью которых является лишь выиграть конкурс любой ценой, а исполнение обязательств превращается в простую формальность.

proffidom.ru