Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину

Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину


Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.

Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.

Как установить АЦ на водоисточник

Установка автоцистерны на гидрант или открытый водоем осуществляется в рамках боевого или учебного применения. Источники по теме:

  • учебники по пожарно-строевой подготовке, например, автор Бушмин В. А.;
  • материалы ПСП и ТСП для ФПС:
    • Методические рекомендации;
    • Нормативы, в частности, от 10.09.2011 (утв. Плат П.В.), лекционный материал.

Подача ОТВ производится из емкости автоцистерны или подключением машины:

  • на гидранты;
  • на открытые или закрытые водохранилища (штучные, природные).


Норматив установки АЦ на гидрант

Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

период в сек. для стандартной схемы

постановка АЦ 01

26(40) – 48(62)

29(43) – 51(65)

32(46) – 54(68)

Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).

Норматив установки АЦ на водоем

Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м

постановка АЦ 02

39(75) – 56(92)

45(82) – 62(99)

52(88) – 69(105)

Схема установки АЦ на водоисточник

Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:

Графическое изображение

Описание

постановка АЦ 03

Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.

постановка АЦ 04

У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.

постановка АЦ 05

На площадке (на пирсе), на 1 ств.

постановка АЦ 06

К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.

постановка АЦ 07

То же, но 2 ств.

постановка АЦ 08

На 2 рабочие линии от 2 магистралей.

постановка АЦ 09

1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.

Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам

В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:

  1. удобное положение, чтобы не возникало препятствий для прибывающих средств, прокладки рукавных линий;
  2. расстояние от машины до водоисточника: 3 – 3,5 м;
  3. включение «ручника», а также на проезжем сегменте дороги – «аварийки»;
  4. место может освещаться габаритными фонарями.


После подъезда коробку передач ставят на «нейтралку», выставляют упоры, двигатель переключают на насосный режим.

Как пожарная машина подключается к гидранту

Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:

  1. Фиксация КП (колонки).
  2. Подключение ПГ к помпе АЦ через рукав.


Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.

Фиксация колонки:

  1. «Колонку – ставь!»: боец открывает отсек, извлекает КП, помещает на предплечье, другой рукой берет крюк. Переносит оснащение к точке забора.
  2. Кладет КП, крюком, зацепив за ушко, отбрасывает крышку колодца.
  3. Становится на колено, освобождает колпак стояка ПГ.
  4. Держа КП за напорные патрубки, фиксирует на стояк: квадратный наконечник гидранта входит в гнездо рукояти-ключа.
  5. Вращает колонку по ч. с. до упора (5 – 6 полуоб.).
  6. Держа рукоять КП, откручивает ее против ч. с. до отказа (18 – 20 полуоб.) Вода начинает заполнять устройство на пятом или шестом полуоб.
  7. Следующий этап: «Воду – дать!» – подача от КП во всасывающую магистраль и помпу автоцистерны. Пожарный вращает вентили напорных выходов справа налево до отказа (15 – 16 полуоб.).
  8. После завершения: «Воду – остановить!» вентилями запирают напорные патрубки.
  9. «Отбой!» или «КП – убрать!» – поворот рукояти слева направо (закрытие ПГ). Пожарный отворачивает устройство, держа за патрубки, вращая справа налево.
  10. КП укладывают, затем на стояк помещают колпачок, фиксируют люк на колодце.
  11. Оборудование возвращают в отсек пожарного ТС, закрывают дверцу.

Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):

  1. «Автоцистерну на ПГ (командир называет способ подключения, номер точки забора) – ставь!».
  2. Первая схема: на 1 всасывающий (ВПР) и напорно-всасывающий (НВПР) шланг (комбинация разрешена, если не известно давление, но пуск сначала осуществляется через НВПР).
    1. N 1 снимает с всасывающего конца ПН заглушку, извлекает и подключает водосборник (ВС), берет 4-метровый НВПР, развертывает его к ПГ, подключает к ВС.
    2. Одновременно N 2 подготавливает ПГ и насаживает КП (пожарную колонку) на гидрант.
    3. Двое извлекают из пенала ВПР, N 1 подсоединяет его головку к ВС, N 2 подключает концы рукавов к КП.
    4. «Воду под давлением … МПа – подать!»: N 1 включает насос, плавно открывает сначала один, потом другой вентиль, постепенно повышает МПа.
    5. Завершение: «Воду – остановить!» – водитель плавно останавливает насос, выключает его, закрывает патрубок. При паузе вентиль закрывают, но двигатель не выключают – переводят на малую мощность.
    6. «Отбой!»: колонку отворачивают, разбирают линию, оснащение помещают в отсеки, техника снимается с ПГ.

  3. Вторая схема: на два НВПР. Меняются лишь виды шлангов. Этот способ применяют, когда в ПГ до 0,3 МПа (3 кгс/см²).
  4. Третий вариант: на 2 НПР: действия те же. Для ситуаций, когда давление до 0,5 МПа (5 кгс/см²).


Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.

Как производится забор воды из водоема

Забор автоцистерной из открытого источника осуществляют 2 чел. (водитель – N 1 и пожарный – N 2). Пример для линии из двух ПР:

  1. «Автоцистерну на водоем (какой, кол. шлангов) – ставь!».
  2. Двое вытягивают из пеналов последовательно всасывающие ПР, кладут их: один у ПН, второй – за первым к точке забора.
  3. N 1 открывает отсек помпы, отворачивает заглушку.
  4. N 2 извлекает всасывающую сетку (СВ) кладет ее около водоема.
  5. N 1 подключает первый шланг к помпе, N 2 поднимает второй рукав, зажимает его между коленей, наворачивает СВ.
  6. Двое соединяют ПР между собой, завинчивая ключами соединительные головки.
  7. N 2 опускает конец, держа за разгрузочную веревку, в точку забора с полным погружением (не менее 30 см), крепит шнур за любую прочную конструкцию, машину или рукав.
  8. N 1 готовит насос, включает его по команде.


Более сложная процедура установки с гидроэлеваторами (подробнее в Методических рекомендациях по ПСП, п. 11.2.1.4), метод применяется, когда:

  • вода ниже оси ПН до 20 м (артезианская скважина) или ее слой 50 – 100 мм;
  • точка забора удалена до 100 м.


Применяют 1 или 2 гидроэлеватора (ГЭ). Машина в этом случае может служить промежуточным резервуаром, а также может потребоваться один шланг опустить в цистерну. Возможные схемы:

  • ПН – гидроэлеватор – АЦ;
  • ПН – ГЭ – цистерна – ПН;
  • ПН – ГЭ – ПН.

Техника безопасности при установке автоцистерны

Правила безопасности при боевом развертывании с подачей воды:

  1. сбор и выезд по строго установленному порядку;
  2. на месте развертывания включают стояночный тормоз и «нейтралку;
  3. все действия делаются по команде;
  4. запрещено:
    • начинать развертывания при неостановленной (двигающейся) автоцистерне;
    • освещать открытым огнем, спускаться в колодцы без защиты и спасательной веревки;
    • подавать воду в незакрепленные рукавные линии;

  5. люк гидранта открывается крюком, надо следить, чтобы крышка не придавила ноги;
  6. подают воду и повышают давление плавно.

proffidom.ru